Диффузия инноваций как инструмент управления инновационными процессами

Диффузия инноваций как инструмент управления инновационными процессами

Диффузия инноваций как инструмент управления инновационными процессами

Диффузия инноваций как инструмент управления инновационными процессами

Одним из возможных инструментов обеспечения устойчивого развития экономики страны можно считать явление диффузии инноваций в целом и диффузию результатов инновационной деятельности предприятий в частности. Почему диффузию инноваций можно рассматривать на макроуровне как средство для обеспечения устойчивого развития экономики и как средство коммерциализации научно-технических разработок на микроуровне?

Потому что устойчивое развитие обеспечивается постепенными качественными и количественными изменениями народного хозяйства, которые в свою очередь могут быть разного рода инновациями. Исходя из ограниченности ресурсов в пределах отдельной экономики скорость распространения инноваций и определять продолжительность устойчивого развития. Благодаря управлению процессом диффузии инноваций можно ускорить устойчивое развитие (а также коммерциализировать и распространять научно-технические разработки) или замедлять его. Инновации тесно «связаны» с информацией, что имеет способность к распространению в пространстве.

Согласно пространственной теории распространения инноваций шведского ученого Т. Геґерстранда диффузия инноваций имеет определенные законы распространения и может быть смоделирована; диффузия инноваций является основным фактором социального эффекта; скорость диффузии инноваций является в зависимости не от географического расстояния, а от передающей возможности городов, через которые она реализуется, и от того, насколько сильны и эффективны там связи между людьми. Это и влияет на устойчивое развитие экономики на макроуровне или диффузия инноваций как последний этап инновационного процесса определяет дальнейшую эффективность коммерциализации научно-технических разработок.

Собственно, в пространстве согласно Т. Геґерстрандом инновации распространяются в трех направлениях:

от центров высшего иерархического уровня в центры низкого уровня;
от развитых экономических районов к периферийным территорий;
от больших городов в пригородные зоны.

Читайте также  Вопросы, которые следует себе задать перед началом бизнеса

Таким образом в течение процесса распространения инноваций (как следствие, дополнительные доходы, социальные и технологические улучшения) осуществляется устойчивое развитие экономики страны (региона, институциональной единицы).

В предлагаемой теории диффузии инноваций Т. Геґерстранд выделил 4 стадии или «волны инноваций»:

1) возникновения или зарождения диффузионного процесса;
2) реальная диффузия инноваций, которая приводит к образованию новых центров развития;
3) накопления потенциала развития территории;
4) подъем развития (насыщения) территории до максимума за существующих условий.

При этом диффузия может быть трех типов: инновация равномерно распространяется во всех направлениях от центра ее генерирования (диффузия расширения), распространение в определенном направлении или по какому-либо признаку (диффузия перемещения) и диффузия смешанного типа. Согласно теории Т. Геґерстранда инновации обладают способностью к быстрому распространению в ограниченном количестве регионов, а в конце – более медленными темпами из-за отсутствия инфраструктуры или социальных связей. Учитывая это французский ученый, представитель институционально- социологической школы Ф.Перру предложил теорию полюсов роста, согласно которой нововведения создают условия для образования агломераций инновационного типа вокруг инновационной отрасли. Такие полюса роста, как правило, оказывают положительное мультипликационный влияние на территорию вокруг них. В то же время Ф.Перру замечал, что значительная неравномерность в распространении инноваций может иметь и негативные последствия, поскольку она имеет свойство увеличивать региональную асимметрию экономического развития страны.

Читайте также  Открытие юридической компании

С целью предотвращения таких негативных тенденций и выбора перспективных векторов инновационного развития экономики С. Ильяшенко предложил некоторый алгоритм, который предполагает учет инновационного потенциала различных регионов.

Устойчивое инновационное развитие экономики возможно при условии создания в ней благоприятного инвестиционного климата, его инвестиционной привлекательности

К инновационных факторов стоит отнести, в т.ч. технологическую (связь, интернет коммуникации и т.п.) и научную инфраструктуру и выделить их как отдельные субфакторы инфраструктуры. Технологическую инфраструктуру регионов формируют и характеризуют: сфера связи, особенно интернет-коммуникации, уровень технологической кооперации, обеспеченность регионов инженерными кадрами и финансами для дальнейшего развития этого вида инфраструктуры. По интернет-коммуникаций стоит заметить, что они еще в большей степени, чем развитие современной транспортной инфраструктуры, снижают роль пространственного фактора в развитии и размещении производительных сил и в процессах коммерциализации научно-технических разработок и технологического сотрудничества предприятий.

В связи с асимметрией регионального развития (кластеризацией) многим экономическим системам характерно волнообразное развитие. Этот факт дает объективный шанс экономикам стран, находится в состоянии реформирования, сделать свой «инновационный прорыв» устойчивого развития. Инновационные кластеры, которые имеют ключевое значение в условиях модернизационных приоритетов устойчивого развития экономики являются базовыми ядрами, центрами инновационных полюсов. При таких условиях диффузия результатов инновационной деятельности предприятий или кластеров целом, изменяя традиционную структуру экономического пространства страны, является одновременно логическим продолжением коммерциализации научно-технических разработок и новыми источниками устойчивого развития регионов.

Похожее ...

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о